Мрачная «Санта-Барбара» Вассы Железновой

17/02/2023

Режиссёр Филипп Шкаев, который недавно вернулся с лаборатории режиссёрских заявок АРТХАБ в МХТ имени Чехова, ставит «Вассу Железнову» Максима Горького. Причём её первый вариант.

Сага о гибели купеческой семьи хорошо знакома зрителю по фильму «Васса» с недавно скончавшейся Инной Чуриковой в титульной роли. Но этот фильм режиссёр Глеб Панфилов поставил по второму варианту пьесы.

Дело в том, что первый вариант пьесы о «железной» Вассе Горький написал в 1910 году. У пьесы был подзаголовок — «Мать». В 1935 году Второй МХАТ взялся ставить пьесу, но Горький попросил остановить репетиции и пообещал прислать «совершенно новый текст с новыми фигурами». И, действительно, два варианта — по сути, две разные пьесы: в них даже персонажи разные и разная фабула.

Горький тогда, обещая вторую редакцию, добавлял: «Не вижу никакого смысла ставить пьесу в её данном виде». Но наш Филипп Шкаев как раз-таки увидел смысл в том, чтобы поставить именно первый вариант.

— Эти два варианта непохожи вообще, — отметил Филипп на первой читке, — даже на уровне языка. Между редакциями — больше 20 лет. Второй вариант — более понятный, более выхолощенный. Первый вариант мне всегда нравился больше. Это достаточно бытовая пьеса, но мы будем максимально далеко уходить от быта. В то же время здесь очень важен сюжет: очень важно понимать, кто кем кому приходится и какие мотивы кем двигают. Это такая мрачная «Санта-Барбара», почти ситком.

На первой читке присутствовали трое заслуженных «пановцев» — Наталья Малевинская, Яна Панова и Евгений Шкаев, — а также Мария Гирс, Евгения Плетнёва и Дарья Тюрикова. Но окончательное распределение режиссёр утвердит в ходе репетиций. В постановке также будут заняты Антон Чистяков и Степан Полежаев. И, возможно, режиссёр даже выведет на сцену какое-то новое действующее лицо.

— На читке артисты почувствовали, что это история патологичная, но в то время смешная, если отстраниться, — сказал режиссёр. — И мы будем отстраняться. Это будет очень игровой театр. Мне нужно собрание типов, пусть и связанных по крови, но совсем не похожих друг на друга. Это и приводит к страшным последствиям. При этом я не воспринимаю «Вассу» как пьесу про мать-злодейку: там все злодеи. И все несчастны. Но, думаю, эта пьеса не страшнее, чем «На дне», которая входит в школьную программу.

У команды спектакля много времени на вдумчивую работу с текстом. Планируется, что премьерой «Вассы» театр закроет театральный сезон.