














Что несут они на хвосте, эти твои самолёты?
21 апр / 12:01
Этот спектакль — часть нашей театральной ДНК. Сейчас уже сложно вспомнить, когда он точно родился — в 1984-м ли, в 1985-м ли — мнения старожилов на этот счёт разнятся. В 1984 повесть Бориса Васильева опубликовали в журнале «Юность». А в 1985-м праздновали 40-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Как бы то ни было, наш Виктор Петрович, как всегда, был одним из первых.
Вторая редакция состоялась с наступлением нового тысячелетия — с участием вновь пришедшей «Студии-2000». Кстати, в её составе были сегодняшний мастер сцены Степан Полежаев, который в третьей редакции сыграл Люберецкого, и наш директор Анастасия Панова-Малевинская.
Ещё одна константа театра, родившегося как Экспериментальная студия, — эксперимент. И наш Виктор Петрович на этот раз пошёл на эксперимент практически в духе «театра горожан» - пригласил на роли учеников 9 «б» класса студентов первого, второго и третьего театральных курсов Архангельского колледжа культуры и искусства.
— Студенты оказались очень перспективными ребятами, — сказал Виктор Петрович. — Почему мы взяли их? Я третий раз ставлю этот спектакль. У меня было желание поставить, как обычно, — школа, парты, все дела… Но вдруг появляется Фагиля Сельская. Она предложила гениальное решение, и с ним пришлось очень долго работать. Но ребята справились с этим. В спектакле играют мои выдающиеся артисты и студенты. Не знаю, почувствуете ли вы разницу, но это сделано специально. Когда мы ставили этот спектакль впервые, были живы родители тех артистов, которые играли эти роли. А сейчас уже другое поколение. И мне было важно их сегодняшнее видение этой темы. Мы с самых истоков были экспериментальным театром. Без эксперимента никуда. Ровесников должны играть ровесники, сказал великий режиссёр. И этот спектакль для ровесников ребят, которые в нём играют.
В роли режиссёра-педагога на постановке выступила мастер третьего курса, наша несравненная и любимая заслуженная артистка Наталья Малевинская. Кстати, в первый премьерный день 19 апреля мы поздравили Наталью Викторовну с юбилеем. На сцене — цветами и официальными поздравлениями. За сценой — тортом со свечками и частушками.
В своей третьей редакции спектакль зазвучал как спор милосердия со справедливостью, стал встречей юности и зрелости, наивности и опыта, как актёрских, так и жизненных, запечатлел момент перехода из тревожного настоящего в страшное наступающее будущее. Драматический нерв спектакля основан на споре о воспитании — между демократичным директором Ромахиным (Александр Берестень) и по-прокурорски педантичной завучем Валентиной Андроновной, или Валендрой (Дарья Тюрикова). Между отцом Вики — мягким Люберецким (Степан Полежаев) — и жёсткой матерью Искры — товарищем Поляковой (Мария Гирс). Это, наконец, спор самих Искры (Виктория Федосеева), Вики (Кристина Бутвина) и Зиночки (Милена Сыч) — о счастье, о предназначении, — спор, переходящий в горячую дружбу.
Вика и Искра, на самом деле, не так уж и не схожи: ими обеими движут принципы, просто разные. Не даром в одной из ключевых сцен спектакля Искра и Вика смотрят друг в друга, как в зеркало, словно отражаясь друг в друге.
В третьей редакции художник Фагиля Сельская предложила новое сценографическое решение. Две школьных доски становятся створками врат в новую жизнь. На этих досках ребята пишут мелом, уча свои первые жизненные уроки. Доски становятся материальным выражением процесса становления мировоззрений.
Вначале на досках, там, где обычно пишут «Классная работа», подростки пишут «Завтра была…». И все прекрасно знают, какое слово будет третьим. В финале врата раскрываются, словно выпуская ребят во взрослый мир.
Над головами у детей и взрослых уже зависли самолёты — это и модели из авиамодельного кружка, и самолёты Люфтваффе.
Этот спектакль Виктор Петрович посвящает 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Ещё новости
Все новости