Версия для слабовидящих

В театре Панова пройдёт лаборатория комедии

19 сен 2022 / 10:51

Идея лаборатории родилась по запросу артистов — они соскучились по комедиям. Куратором стала театровед, продюсер, лауреат национальной премии «Золотая маска» Ника Пархомовская. Это совместный проект с архангельским региональным отделением Союза театральных деятелей России.

Комедия — отнюдь не «лёгкий» жанр. В Древней Греции именно комедиографы в своих весёлых и рискованных пьесах критиковали правителей и высмеивали идейных оппонентов. В этом жанре написаны многие великие пьесы мирового репертуара — от «Лисистраты» и «Двенадцатой ночи» до «Горя от ума» и «Ревизора». В  ХХ веке комедия стала полем самых смелых экспериментов — как в форме эпического и политического театра, так и в области абсурда и постдрамы.

В разные годы в репертуаре Молодёжного театра были тексты таких знаковых авторов, как Николай Эрдман и Эжен Ионеско, Франсис Вебер и Матей Вишнек. Но в последнее время театр сосредоточился на более серьёзных драматических форматах, и умная, тонкая, качественная комедия сошла с его подмостков. Вместе с Никой Пархомовской театр решил вернуть живительный смех на сцену и в зрительный зал.

Для лаборатории были выбраны тексты Жана-Батиста Мольера, Эжена Ионеско и Александра Островского.

— Когда мы придумывали эту лабораторию, я не знала, что выберут в качестве материала сами режиссёры, — комментирует Ника Пархомовская. — Но у меня были свои идеи, и я сразу же предложила Мольера, Ионеско и Островского. Это драматурги из очень разных эпох, которые говорят о том важном, что происходит с миром и с человеком, на языке театра. Говорят без пафоса и, конечно, не без горечи, но всё равно с юмором и доброй иронией, что для меня очень важно.

На лабораторию пригласили молодых, но уже известных режиссёров. Вера Попова (Лысьва) поставит эскиз по «Шутникам» Островского. Она признаётся, что давно хотела взяться за эту пьесу, но боялась.

— Я долго думала и в итоге выбрала «Шутников», — говорит Вера. — Эта пьеса показалась наиболее созвучной мне сейчас.

Этот выбор Нику Пархомовскую удивил и порадовал.

— Я сама бы, наверное, не догадалась предложить эту пьесу, — отмечает куратор. — Мне кажется, это один из самых недооценённых текстов Островского. При этом, это очень актуальная, очень современная, очень российская пьеса.

Евгений Закиров (Москва) выбрал Ионеско.

— Для меня этот автор тоже с самого начала был очень заветным и очевидным, — комментирует Ника. — Но мы с Евгением обсуждали и другие возможности. Даже звучали другие имена. Но в итоге стало понятно, что Ионеско суперактуален, и хочется посмотреть на него под каким-то новым углом. Хотя, казалось бы, он присутствовал на российской сцене в самых разных качествах. Но, может быть, впервые это происходит в такой тяжёлой повестке и в таком сложном контексте. Мы выбрали пьесу «Носорог» или, как её ещё переводят, «Носороги». Это в каком-то смысле манифест Ионеско, манифест послевоенной Европы, ответ на авторитарные режимы, на Холокост, на многое из того, что происходило тогда и что, к сожалению, неискоренимо.

Евгений Закиров признаётся, что ему всегда был интересен Ионеско, но он не понимал (а во многом до сих пор не понимает), как его ставить. Поэтому для него предстоящий эскиз — это возможность вместе с артистами повзаимодействовать с великим автором, постараться войти в его систему координат, где много смешного и много серьёзного, и что-то в рамках этой системы сочинить.

— Темы, поднимающиеся в «Носороге», кажется, звучат сегодня ярко, а мир, к сожалению, всё больше становится катастрофической комедией абсурда, — отмечает режиссёр.

Режиссёр Архангельского молодёжного театра Филипп Шкаев, который недавно выпустил спектакль по роману Лилли Таль «Мим» в РАМТе, представит эскиз по пьесе Мольера «Лекарь поневоле».

— Я знаю Филиппа как мастера острой, сатирической формы, на грани с «ужастиком» и, не побоюсь этого слова, гиньолем, — комментирует куратор. — «Лекаря поневоле», несмотря на, казалось бы, лёгкий характер пьесы, можно решить и как гомерически смешную историю, и как сатиру на нравы, и как довольно мрачную шутку, бичующую не только социальные реалии, но и особенности людей — в частности, их доверчивость и желание нравиться.

Филиппа же привлёк именно комедийный потенциал пьесы.

— Это попросту смешной текст, — рассказывает режиссёр. — При том, что в отличие от того же «Мизантропа» или «Тартюфа» он не выглядит как какая-то высокая комедия. Это очень простая народная вещь. И поэтому интересно, как ставить её сейчас, не скатываясь в антрепризную пошлость. Хочется сделать это эстетически и идейно круто. Мне эта история видится как некая похвала глупости. Я не буду говорить, что главный герой — хитрец или авантюрист. Он просто дурак, но вдруг оказывается, что в этом мире на каждого дурака есть еще больший дурак. Такая деревня дураков получается.

В целом же репертуар лаборатории — отнюдь не лёгкий.

— Конечно, если говорить серьёзно, — признаётся Ника Пархомовская, — то все выбранные нами пьесы довольно печальные. В них, несмотря на комедийный характер, есть и скепсис по отношению к отдельным персонажам, и неверие в человечество в целом.

6 и 7 октября эскизы представят зрителю. Перед показами куратор лаборатории проведёт серию онлайн-лекций о выбранных авторах и пьесах. Один из эскизов в ближайшее время станет полноценным спектаклем. Ещё два также постепенно войдут в репертуар театра.

Ещё новости

Все новости